Создать публикацию

Republic - Эрик Сабо: умер создатель ЗИЛ-130 и один из главных советских автодизайнеров

https://t.me/nopaywall

15 апреля 2017 г.

Мучаясь от невозможности реализовать замыслы, Сабо находил им необычное применение.

Когда в 1957 году Эрика Сабо отправили по распределению на ЗИЛ, вряд ли он знал, чем это закончится. Он только что окончил Московское художественно-промышленное училище, и заводская практика была необходимостью. На заводе к Сабо отнеслись как к очередному практиканту: в качестве тренировки попросили немного переделать внешний вид знаменитого автомобиля ЗИС-110, который должны были вот-вот снять с производства.

Но когда ⁠Сабо принес ⁠эскизы, заводское руководство было потрясено. Молодого специалиста тут ⁠же посадили за более серьезное задание – внешний вид нового грузового ⁠автомобиля, разработка которого началась еще в 1956-м. Через ⁠несколько месяцев Сабо представил свое видение. Его дизайн назвали ⁠смелым и дерзким, однако руководство приняло проект, утвердив даже цвета кабины ⁠– голубой с белым. Именно они в будущем стали визитной карточкой нового грузовика, известного сегодня как ЗИЛ-130.

Профессии автомобильного дизайнера в то время не существовало, и Сабо числился на заводе художником-конструктором. Его проекты были гораздо смелее и современнее, чем ЗИЛ был готов принять в серийное производство. Мучаясь от невозможности реализовать замыслы, Сабо находил им необычное применение. Так, в 1961 году он разработал футуристический планетоход. Но, вопреки ожиданиям, планетоход был разработан не для космической программы СССР, а для кино. Созданный по всем инженерным канонам, он появился в знаменитом фантастическом фильме «Планета бурь», в котором покорял Венеру.

Самый необычный проект Сабо тоже начинался как фантазия. В 1959 году он приступил к разработке универсального микроавтобуса «Юность». Технического задания на эту модель со стороны Министерства автомобильной промышленности не поступало, и все работы велись в тайне от руководства ЗИЛ. Однако за реализацию проекта неожиданно выступила комсомольская ячейка завода, и в 1961 году несколько экспериментальных автомобилей с футуристическим дизайном сошли с конвейера.

В серийное производство «Юность» не пошла и была почти забыта, однако в 1967 году автомобиль показали на Международной автобусной неделе в Ницце, где он получил главную награду – приз Президента Французской республики.

Сабо, впрочем, к тому моменту уже ушел с ЗИЛ. В одном из интервью он рассказывал, что руководство завода слишом жестко пресекало все, что считало самодеятельностью. Сабо ушел в НАМИ, где возглавил отдел технической эстетики. Именно при нем были созданы интерьеры и экстерьеры для целой серии знаменитых советских автомобилей. А когда в 1980-м понадобилось разработать специальный «рафик» для сопровождения олимпийского огня, за помощью обратились к Сабо, который лично подбирал цвет машины по финскому каталогу.

С середины 1990-х Сабо начал преподавать автомобильный дизайн в московском Политехническом университете, откуда по состоянию здоровья ушел в 2013 – в возрасте 80 лет. Немного отойдя от автомобильного дизайна, Сабо вернулся к еще одному своему увлечению – джазу. Друзья рассказывали, что последние годы Сабо любил проводить время за синтезатором, наигрывая Луи Армстронга и Дюка Эллингтона. Говорят, именно их он всегда включал в юности, работая с коллегами над очередным автомобилем.

Читайте ещё больше платных статей бесплатно: https://t.me/nopaywall